Медиагруппа «Антенна»  

Архиепископ СОФРОНИЙ: "Теперь Черкасщина не выжженный пустырь…"

Олег СЛЕПЫНИН# 33, 22.08.2007

9 августа в Черкассах торжественно отметили 15-летие образования епархии канонической Украинской Православной Церкви. Епархию в 1992 г. возглавил епископ Софроний (Дмитрук). За минувшие годы на Черкасщине были открыты 498 храмов УПЦ, в областном центре возведён величественный Свято-Михайловский кафедральный собор, который стал характерной визитной карточкой Черкасс. На торжества 9 августа в Черкассы прибыл Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, а также наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Павел, архиереи Нежинской, Белоцерковской и Николаевской епархий.

В связи с юбилеем и за многолетнее служение Блаженнейший Владимир подарил епархии икону Николая Чудотворца с частицей мощей святого и наградил архиепископа Черкасского и Каневского Софрония орденом преподобного Нестора Летописца Первой степени. Владыку Софрония поздравили представители многих государственных и общественных учреждений и организаций, от союза архитекторов Украины он был награжден золотой медалью. После литургии, праздничного обеда и экскурсии для черкасщан и гостей города был дан концерт.

Накануне торжеств мы встретились с владыкой Софронием, архиепископом Черкасским и Каневским, которого часто именуют храмостроителем, поздравили с юбилеем и задали несколько вопросов.

— Владыка, 15-летие епархии — что за период в жизни Черкасс? Как он соотносится со всей тысячелетней историей христианства на Руси-Украине? Какое место сейчас в духовной жизни черкасщан, по Вашему мнению, занимает церковь?

— Святая Русь крещена была Владимиром уже более тысячи лет назад. В этой связи у меня вызывают недоумение заморские и прочие "проповедники", которые и лба перекрестить не умеют, а приезжают нас вере святой учить…

Вообще ХХ столетие обозначилось многими бедами и особой жестокостью в отношении православных христиан: страдали сербы, греки, болгары, не говоря уже о народах, живших на территории СССР. Более всех пострадала исконная святая Русь. В 1937-м году на территории Черкасщины начался период жестокого уничтожения православных священников. В июле 1938-го расстреляли последнего! Не осталось ни одного! Борьба велась здесь с самим Богом. Позже Хрущёв заявил, что до 1980-го года на территории всего Советского Союза не останется ни одного попа.

И эта идеология дала свои страшные плоды. Когда я приехал сюда в качестве священника, вся Черкасщина была пустырем. На первой службе, которую я здесь отслужил 30 января 1980 года, присутствовали пятнадцать человек. В храме, устроенном в трапезной бывшего монастыря. Правда, на следующее утро на литургии было около сотни человек, и это меня приободрило. Потом, уже через полгода у нас было до трехсот прихожан. Но представьте — ни одного храма в Черкассах! Это при населении триста тысяч человек!.. Где такое ещё было? Всюду сохранились, хоть, может, и были закрыты, здания храмов. У нас — всё уничтожили!..

Так что, сравнивая сегодняшнюю ситуацию с той, можно сказать, что эти последние 15 лет были самым благодатным периодом. Теперь Черкасщина не выжженный пустырь, это область с полутысячею приходов (зарегистрировано 498 храмов УПЦ). Сейчас у нас в области двести сорок священников. Переменилась жизнь; нам предоставлена полная свобода в нашей деятельности: строй, молись, учи, показывай, живи, спасайся... На воскресную службу в Свято-Михайловский собор приходят полторы тысячи прихожан. А кроме кафедрального, в Черкассах ещё семь храмов. Сейчас начинаем строительство церкви на территории Первой городской больницы, там уже заложен фундамент.

— В дни больших праздников особенно заметно, что десятки тысяч черкасщан вдруг вспоминают о вековых традициях. В церковь идут за святой водой, святят вербу, куличи, яблоки…

— Это, конечно, не говорит о том, что они верующие. Люди приходят, соблюдают обычай. Существует уверенность: если съесть освященное яичко, будешь здоров, если набрать свяченой воды — обязательно избавишься от болезней. Одна скажет другой: попила воды — голова перестала болеть. Или: помыла голову, и мне стало лучше... И та, другая, уж бежит за водой. Но это подход чисто практический, корыстный. "А нет видимой пользы, так и в церковь не пойду!" — думают такие.

— А какие бы Вы дали наставления черкасщанам? Как часто, например, нужно ходить в церковь?

— По возможности часто. По канонам, человек, который пропустил без причины две воскресные литургии подряд, самим собой отлучается от церкви. Он считает себя православным, но он — не воцерковлённый человек. Для духовной жизни этого недостаточно. Бывает, свободны у человека полдня, он не знает, куда себя деть. Сходи в церковь, постой, помолись. Сама церковная обстановка помогает собраться. Но если нет времени — так дома почитай молитвы. Верующий человек должен молиться на каждом шагу — всегда, во всех случаях.

К сожалению, мы теперь молимся редко. Вот я бывал в мусульманских странах. Там наступил час молитвы — все дела в сторону. Машины останавливаются, люди выходят, молятся. А у нас стесняются, проходя мимо храма, перекреститься. А как же, даже вместо вечерней молитвы у нас теперь — телевизор! Там человек насмотрится такого, что и молитва потом на ум не пойдёт. Во время фильма человек и рассердился, и переживал, и соблазнялся... А можно ли подходить к молитве, когда все это еще стоит перед глазами и занимает ум? Такая вот проблема у современного православного человека...

— Есть люди, которые вроде и ходят на праздники в православные храмы, но, тем не менее, смотрят по телевизору сектантских проповедников, сейчас таких передач много и на местном ТВ...

— Да, в этом смысле ситуация тяжёлая. Мормоны, иеговисты и некоторые другие секты во многих странах запрещены. У нас — нет. У нас в государстве спекулируют на понятии "демократия". У нас и на сатанистов смотрят сквозь пальцы. Это страшно для Украины.

Раньше люди очень легко бросались то в одну секту, то в другую. Нашего человека очень легко купить... А человеку, который однажды соблазнился сектой, потом очень трудно прийти к православию. Даже если он и порвал с сектой, он уже вкусил смертного яда, его сатана не пускает. Но теперь заметно, что люди не очень-то уже и идут к сектантам и раскольникам.

— Однако люди считают: я хожу в православную церковь, но смотрю эту передачу, чтобы духовное слушать, про Бога...

— А что там духовного? Вот я включаю передачу… Женщина про Бога говорит. Извините меня, но апостол сказал: "Женщина в церкви да молчит". А она выходит и начинает учить людей! Ну, научилась она чему-то, дьявол ей дает эту возможность. Или какой-то дёрганый проповедник с американскими завываниями… В этом нет ничего духовного! Из Святого Письма они рассказывают только то, что им выгодно...

— Владыка, по Киеву заметно — православная церковь выходит навстречу людям, при храмах открываются библиотеки для всех желающих, проводятся музыкальные вечера, выставки живописи, чтение духовной поэзии. Молодежь общается, проводит время при храмах, люди ездят в совместные поездки по монастырям Украины...

У нас в Черкассах пока такая деятельность не очень заметна…

— У нас тоже есть паломнические поездки. Работают воскресные школы. Нет ни одного района, где бы не было воскресной детской школы. Идет работа, сегодня есть достаточно литературы для преподавания. Но вот парадокс: я имею ученую степень, кандидат богословия, пятнадцать лет преподавал в семинариях и академии. Но по законам нашей державы я не имею права идти в школы и рассказать детям про духовную этику. Священников в школы не пускают. Хотя в нашей области девяносто девять процентов священников имеют специальное образование, есть и те, кто окончил академию. То есть власти считают, что священники должны оставаться последним звеном в обществе?

— Как живут сегодня сельские священники?

— Я объезжаю все приходы каждый год, чтобы видеть, что там происходит. Строятся храмы, и это радует. Но печалит то, что в сёлах идти в храм некому. Я говорил, что у нас двести сорок священников. Некоторые из них еле сводят концы с концами. Они приехали в село поднимать духовную жизнь, но часто наши сёла попросту вымирают. Люди старшего возраста уходят, а молодые стараются уехать в город. Сельский священник в наше время — самая бедная часть населения. Зарплата сто–сто пятьдесят гривен, пенсионеры в селах получают намного больше.

Вот приехал священник со старостой ко мне: "Освободите, владыко, чтобы мы не платили на епархию. Сегодня был доход в кассе церкви — три гривны. На службе было пять человек..." Некоторые не выдерживают, приезжают ко мне: дайте лучший приход. А где же его взять?.. Некоторым священникам я стараюсь помочь за счёт других приходов. Однако, как и везде, средства всегда ограничены.

Но и батюшки в сёлах приспосабливаются: держат свое хозяйство, кур, коров… И все равно, даже если сейчас в селах и мало посещают храмы, в каждом селе есть возможность сказать людям о высшей цели нашего существования, а людям услышать о том, что жизнь человека состоит не в том, чтобы лишь есть и пить, что в жизни есть высший смысл...









ТОП-СТАТЬИ
Номер # 33, 22.08.2007
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ Замість суду — житловий будинок для еліти? Фронтовий щоденник: Як працюють фронтові шпиталі Фронтовий щоденник: Військовий капелан про свою роботу на війні Олимпиада 2022: новичок в лидерах. Фронтовий щоденник: Як Черкащани живуть на війні Репотажі з фронту Сьогодні в телеефірі Антени-плюс: Інтернет-трансляція телеканалу "Антена" для мобільних мереж 2G та 3G Інтернет-трансляція телеканалу "Антена" Чому москалі такі?
Дайджест Вартість проїзду у громадському транспорті малє становити не вище 2,7 грн? Спроба переворота в Україні призначена на 22 лютого? Откровения российского окупанта: почему он убивает украинцев? (відео) В Лугандоні вважають наше сало наркотиком! Экономика РФ летит в пропасть Унікальний вітровий генератор зробив винахідник з Черкащини Народний синоптик прогнозує теплу зиму О Золотой Орде и Киевской Руси, или почему Маркса не издавали в СССР?
Главная | Новости | Статьи | О нас | Выпуск новостей (видео) | Он-лайн трансляция «Антенна-плюс»
bigmir)net TOP 100
©«Антенна», 2009
посетителей: 186 хитов: 3309
вчера: 582/19957
время генерации: 0.15415000915527; SQL запросов: 11