Медиагруппа «Антенна»  

Из чего сделан заяц, или
Цыплят по осени считают, а первоклашек — по весне

Елена БУЕВИЧ# 21, 29.05.2002

Накануне дня защиты детей определилась судьба наших шести- и семилетних сограждан. На минувшей неделе окончено формирование первых классов средних школ. В этом году их (классов) все так же много: за парту обязаны сесть все шестилетние дети, а к ним прибавляются еще и семилетки, которых в минувшем сентябре по разным причинам родители попридержали дома. Таким образом, в новом учебном году в одном классе окажутся едва знакомые с алфавитом шестилетние ученики и прошедшие всякие подготовительные «Зернышки-ладушки» семилетки, уже прилично болтающие по-английски. Все они будут учиться по одной программе, которая и заключает в себе то, чем ранее занимались подготовительные курсы: изучение букв, слогов, чтение, счет... Завучам школ предстоит решить непростую задачу — дифференцировать детей и устроить их обучение в рамках одной программы по-разному. Чтобы это обучение было доступно для младших учеников и нескучным — для старших из них.

Заместитель директора по воспитательной работе черкасской СШ №17 Розкидана Антонина Витальевна:

— Мы разделяем первоклассников конкретно по возрасту. Те, кому исполнилось семь или около того, будут работать в школе. Для шестилетних первые классы устроены в детсадах. Но программа — общая для всех. И в садике, и в школе урок длится 35 минут, перемены — больше (две по 20 мин.), есть физдинамичная пауза, есть разгрузочный день (четверг), когда не будет сложных предметов — математики, языка... Программа очень даже щадящая. Правда, для семилетних такой облегченный вариант уже и не нужен. Поэтому мы хотим, разбив детей по возрасту, дать старшим из них вместе с «Буквариком» еще и «Читайлик», а вместе с «Математикой — 1 кл.» — «Пiзнайко». Тогда им будет интересней...

Не все школы открывают первые классы при детсадах. Однако и у себя устроить детям дневной сон в спальне (что предполагают для шестилеток существующие санитарные нормы) не смогут. Поэтому при школах, где не предусмотрена «продленка», заниматься будут те, кого после 12.00 смогут забрать домой бабушки-нянюшки...

Заведующая детсада №5 Левчук Катерина Даниловна:

— Школьный класс в детском саду — это хороший вариант для работающих родителей. Они могут привести ребенка в 8.00 (и даже в полвосьмого) и забрать в 18.00. Ребенок — под присмотром, накормлен, поспал после обеда. С 7.30 он находится в дежурной группе, в восемь приходит учитель и забирает его на уроки. С двенадцати работает воспитатель, дети гуляют на улице, обедают, спят... Трехразовое питание в саду (при желании родителей, их ребенок может здесь и завтракать) обойдется семье примерно в 2 грн. за день. Еда — из общего детсадовского котла, вкусная, домашняя. Но дома, конечно, надо будет дать ребенку какие-то витамины, сок...

Несмотря на такой, казалось бы, бархатный переход из дошкольного детства в школьное, для части детей и он может быть еще не по силам. Законом предусмотрен перечень из 18 заболеваний, гарантирующих ребенку отсрочку от школы. Хронический тонзилит (ангина), частые респираторные заболевания, проблемы с сердцем, желудком и печенью, задержка психического развития, энурез и т.д., подтвержденные врачами, позволят еще годок посидеть дома. Интересно, однако, что сами родители нередко игнорируют такие веские причины для отсрочки и спешат сдать свое чадо в школу. Кто-то боится, что ребенок будет переростком в классе, а кто-то опасается проблем с армией: призывной возраст наступит в последних классах школы. Бьют тревогу и логопеды: среди первоклашек-шестилеток немалый процент составляют дети-логопаты, имеющие речевые нарушения. А ведь 6 лет — это тот возраст, когда ребенок с «фефектами» речи может вот-вот избавиться от своих многочисленных проблем. Но только при условии индивидуальных и фронтальных занятий с логопедом. Их блестяще обеспечивают логопедические группы в детсадах. И объективно (не хватает времени) не могут в полной мере обеспечить школьные логопеды.

Логопед специализированного детсада №84 Никишенко Галина Васильевна:

— Я очень волнуюсь за детей, которые в этом году идут в 1-й класс. Родители боятся, что дети в 19-20 лет окончат школу, а бояться следует другого. Если у ребенка нарушения речи, он не может успешно заниматься в школе. Проблематично будет научить его чтению, письму, звуковому анализу слов. Для той школьной методике, что существует сейчас, нужно, чтобы в классе сидело 30 одинаковых по восприятию детей. А с детьми-логопатами нужно заниматься индивидуально. К ним нужно подойти, вместе еще раз вслух прочитать условие задачи. Для этих детей нужен специальный букварь. В обычном букваре уже 4-й урок — изучение буквы «р». В самом начале года — «ш» и «ж». А мы, по логопедической методике, идем от простого к сложному. От тех звуков, которые ребенок может произносить. И «р» у нас будет только в феврале-марте. Угнетает и то, что в новой программе в 1-й класс перенесли письмо, прописные буквы. Для детей с нарушениями речи — это архисложно, рука еще не готова... Родители должны знать: до школы нужно исправить речь ребенка. Если в 6 лет его речь — с нарушениями, то в его же интересах оставаться в детском саду, в логопедической группе. Нужно по-настоящему любить своих детей — понимать, где им будет действительно лучше.

На примере детей с речевыми патологиями особенно заметен тот дефицит дошкольного времени, который возник из-за новой системы обучения с шести лет. Один год (с шести до семи) становится решающим для развития не только ребенка шепелявого или не умеющего «р-р-рычать». Психологи отмечают принципиальную разницу между шести- и семилетками. Существует теория, согласно которой обучение чтению или операциям с цифрами вредно до 7 лет: если ребенка нагружать изучением символов (которыми являются буквы, цифры и ноты), у него будет активно развиваться символическое мышление и тормозиться мышление образное. Это связано со спецификой созревания правого и левого полушарий мозга. Проще говоря, ребенок научится читать слова, испишет всю тетрадь уравнениями, но останется глух к стихам, не поймет прекрасной музыки, не сочинит сказку... Человечество потеряет потенциального художника, писателя, композитора-гения. Хорошенькая перспектива раннего образования...

Но если шестилетний ребенок обычно мыслит более образно, то семилетний более способен рассуждать по схеме. Живое свидетельство этому мне пришлось наблюдать на вступительной проверке в одной из черкасских школ. Ребенка, которому «почти шесть», спросили: «Молоко, сметана, творог и заяц... Что здесь лишнее?» — «Заяц!» — легко ответил поступающий. «Правильно! А почему?» — обрадовалась такой сообразительности учительница. И услышала совершенно анекдотический ответ: «Потому что это все — из молока, а заяц... — из мяса!» Конечно, семилетний ученик догадался бы обощить в одну группу продукты и отделить животное. Младшие дети непосредственны в мышлении так же, как в поведении. Они еще не готовы выполнять четкие команды учителя: сесть, открыть книги, найти, прочитать, закрыть... Одна учительница жаловалась родителям на их вполне подготовленную к школе шестилетку: «Не умеет себя вести: среди урока может встать и подбежать к окну посмотреть на птичку». А ведь такое произвольное поведение психологи объясняют возрастом.

Как хочется верить, что каждый учитель в нашей многострадальной системе образования сегодня готов работать с детсадовским, по сути, контингентом, не предъявлять привычных требований к «маленьким» первоклашкам, придерживаться официальных педрекомендаций, гласящих, что «з боку вчителя неприпустимi прояви роздратування, рiзкi зауваження» и т.д. Радует то, что все-таки вступительный минимум знаний для шестилетних «абитуриентов» претерпел изменения и теперь нет приемных экзаменов в 1-й класс, а на вопрос о том, как хорошо должен читать потенциальный первоклассник, мудрые учителя отвечают: «Не мучайте детей, лучше научите их читать наизусть стихи, говорить скороговорки, знать свою фамилию и профессию родителей... Всему остальному их научат в школе».









ТОП-СТАТЬИ
Номер # 21, 29.05.2002
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ Замість суду — житловий будинок для еліти? Фронтовий щоденник: Як працюють фронтові шпиталі Фронтовий щоденник: Військовий капелан про свою роботу на війні Олимпиада 2022: новичок в лидерах. Фронтовий щоденник: Як Черкащани живуть на війні Репотажі з фронту Сьогодні в телеефірі Антени-плюс: Інтернет-трансляція телеканалу "Антена" для мобільних мереж 2G та 3G Інтернет-трансляція телеканалу "Антена" Чому москалі такі?
Дайджест Вартість проїзду у громадському транспорті малє становити не вище 2,7 грн? Спроба переворота в Україні призначена на 22 лютого? Откровения российского окупанта: почему он убивает украинцев? (відео) В Лугандоні вважають наше сало наркотиком! Экономика РФ летит в пропасть Унікальний вітровий генератор зробив винахідник з Черкащини Народний синоптик прогнозує теплу зиму О Золотой Орде и Киевской Руси, или почему Маркса не издавали в СССР?
Главная | Новости | Статьи | О нас | Выпуск новостей (видео) | Он-лайн трансляция «Антенна-плюс»
bigmir)net TOP 100
©«Антенна», 2009
посетителей: 617 хитов: 18331
вчера: 765/21950
время генерации: 0.025486946105957; SQL запросов: 11