Медиагруппа «Антенна»  

День рождения органа. После 20 лет молчания «король инструментов» зазвучал в Черкассах

Елена БУЕВИЧ# 14, 11.04.2001

Две недели назад произошло замечательное и долгожданное событие: торжественная презентация органа, вновь зазвучавшего после двадцати лет немоты. Уникальный инструмент, услышать который прежде можно было лишь в местах отдаленных - Киеве, Львове, Москве и Прибалтике - теперь реставрирован и, верится, навсегда прописан в органном зале музыкального училища.

Орган часто называют королем всех инструментов. Его звучание производит ошеломляющее впечатление на того, кто впервые услышит его «в живую», не в записи. Стасов писал об органе: «... у него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, говорящий будто из вечности голос, выражение которого невозможно никакому другому инструменту, никакому оркестру...» Как ни странно, импровизированный опрос школьников 9-13 лет показал, что дети понятия не имеют, что за диковина такая «орган», и названия оного не слыхали. А ведь еще 10-15 лет назад их ровесники могли запросто внимать этому «говорящему из вечности» голосу в Домском соборе Риги...

Возрожденный к жизни черкасский «король» - отнюдь не малыш среди себе подобных. В его распоряжении - полторы тысячи труб, три ручных и ножная клавиатуры, мехи, нагнетающие воздух, электродвигатель. Кстати, известны органы с глубокой древности. Считается, что первый «инструмент» (так просто переводится его название с греческого) сконструировал в 3 веке до н. э.(!) механик Ктесибий, изобретатель водяных часов и гидравлических механизмов. С тех пор традиция построения органов развивалась в Западной Европе, где неземные звуки стали неотъемлемой частью католических и протестантских соборов.

Немецкой фирмой «Валькер» изготовлен и «наш» орган. В 1926 г. он был представлен на выставке в Париже и куплен там для Одесского театра оперы и балета. Так началась полудетективная история его появления на черкасской земле.

Годы эксплуатации в Одессе отразились на самочувствии инструментального «короля». Война и разруха тоже не способствовали его процветанию. И вот, поломанный, одесской Опере он уже явно был не нужен. Тогдашнему директору музучилища А.В. Конотопу пришла в голову отличная мысль заполучить умолкнувший, простаивающий без дела инструмент. Сделать это было почти невозможно. Чтобы преодолеть чиновничьи преграды, пришлось чуть ли не похитить «короля», перевезти, чтобы уже потом, постфактум, перевести на баланс музучилища...

Надо сказать, что строится каждый орган для одного определенного помещения. Мастера предусматривают акустику зала и размеры помещения, где будет спрятан его гигантский организм. Орган по жизни однолюб и может «раскапризничаться» в незнакомой обстановке и даже, как не без мистики говорят органисты, - от разлуки с полюбившимися людьми. Так было, например, когда один из ленинградских органов перевезли в Москву и установили в Концертном зале Чайковского - он стал звучать тускло и невыразительно; пришлось строить другой. У нас же инструмент прижился, зал ЧМУ, видимо, понравился прихотливому немецкому «королю». Звучал, правда, он недолго...

С 1982 г. начались мытарства по его ремонту. В советские времена были проблемы с исполнителями заказа. Органные мастера и мастерские, способные восстановить подорванное здоровье «его величества», были только в Прибалтике и, ознакомившись с объемом предстоящих работ, от предложения отказывались. Но идея возродить орган ни на минуту не оставляла директора ЧМУ В.И. Хорошего. В конце 80-х был отреставрирован и обновлен органный зал: на сцене - «стрельчатый лес органа», фасад его труб, в зале - скалы из темного дерева, как в костелах, на окнах - витражеподобные украшения... Да чтобы в таком зале и не звучал орган?

Нашли мастера-органиста, концертирующего исполнителя к тому же. В.Н. Пивнов окончил консерваторию как виолончелист, потом - как органист, а еще - учился в Чехии органостроительству. Постепенно удалось выйти на днепропетровских мастеров-органистов. Дело вроде бы пошло, но вдруг поменялась ситуация.

Валентин Иванович Хороший, директор черкасского музучилища:

- После 1992 г. живем мы тяжко. Прежде были деньги, не было мастеров, а потом уже и мастера нашлись - так заплатить стало нечем не только за работу, но и за командировки. Начался поиск спонсоров. Не хватило бы и трех таких залов, как наш, чтобы вместить тех, кто ответил отказом (или вообще не ответил) на наши письма о помощи. Но помогли другие... Самые большие наши спонсоры - мастера: львовянин В.Н. Пивнов, днепропетровцы А.Н. Юрийчук и Е.И. Токалов. Долгие годы они делали свою работу, невзирая ни на что. Мы до сих пор в долгу перед ними...

Нашему органу помогали разные спонсоры и меценаты. Их имена звучали на торжественном праздновании его нового дня рождения. Из символических бокалов - металлических органных труб - выпили на сцене мастера за здоровье своего детища. И вот настала ответственная минута. Улеглась суета. За органную кафедру сел органист Виталий Пивнов. Из коридора, как из небесных сфер, полилось «Благослови, душе моя, Господа» в исполнении хора училища. Потом - тишина, и... грянули первые органные раскаты - начало самой знаменитой баховской токкаты...

Вибрировал воздух, замирала душа. Все мы «здесь прихожане - дети праха», - вспомнился поэт. Весь ужас бытия и радостные тайны бессмертия, верность, распахнутая в твою душу - вот что такое орган.

P.S. Конечно, было бы ошибкой впадать в транс и эйфорию от того, что наш небольшой город стал обладателем такого большого инструмента. Орган требует ответственности и заботы. Из беседы с В.И. Хорошим стали ясны основные проблемы, связанные с эксплуатацией органа. Во-первых, нужен органист. Его можно пригласить из Киева, и тогда станет возможным обучение студентов. Но тогда же возникнет и квартирный вопрос. Кто предоставит ее иногороднему специалисту? Пока что училище пытается само решить проблему недостающих кадров: преподаватель-пианистка пробует изучить орган. Но даже если будет органист-преподаватель, ведущий факультативные занятия, кто-то должен обслуживать концертную деятельность органа - заниматься афишами, билетами, приглашениями гастролирующих исполнителей. Нужен человек и нужна ставка, что устроить затруднительно при нынешнем финансовом положении училища. Так что есть простор для деятельности всем тем, кто может обеспечить достойную жизнь черкасского органа.










ТОП-СТАТЬИ
Номер # 14, 11.04.2001
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ Замість суду — житловий будинок для еліти? Фронтовий щоденник: Як працюють фронтові шпиталі Фронтовий щоденник: Військовий капелан про свою роботу на війні Олимпиада 2022: новичок в лидерах. Фронтовий щоденник: Як Черкащани живуть на війні Репотажі з фронту Сьогодні в телеефірі Антени-плюс: Інтернет-трансляція телеканалу "Антена" для мобільних мереж 2G та 3G Інтернет-трансляція телеканалу "Антена" Чому москалі такі?
Дайджест Вартість проїзду у громадському транспорті малє становити не вище 2,7 грн? Спроба переворота в Україні призначена на 22 лютого? Откровения российского окупанта: почему он убивает украинцев? (відео) В Лугандоні вважають наше сало наркотиком! Экономика РФ летит в пропасть Унікальний вітровий генератор зробив винахідник з Черкащини Народний синоптик прогнозує теплу зиму О Золотой Орде и Киевской Руси, или почему Маркса не издавали в СССР?
Главная | Новости | Статьи | О нас | Выпуск новостей (видео) | Он-лайн трансляция «Антенна-плюс»
bigmir)net TOP 100
©«Антенна», 2009
посетителей: 75 хитов: 5187
вчера: 205/28525
время генерации: 0.088792085647583; SQL запросов: 11